Кельнский собор в Германии считается одним из величайших и красивейших христианских храмов.
Его строительство началось почти 800 лет назад, аж в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Жители Кёльна, в то время считавшегося одним из самых богатых и могущественных германских городов, мечтали о собственном кафедральном соборе, который затмил бы другие европейские храмы своей красотой и размерами. Но никто и предположить тогда не мог, что строительство растянется на сотни лет, практически до бесконечности. Первое строительство длилось 189 лет, до 1437 года. Потом было приостановилось и вновь возобновилось с 1842 по 1880 гг.
В период Второй мировой войны Кёльн был практически разрушен. Собору досталось тоже, однако он был, пожалуй, чуть ли не единственным зданием города, которое уцелело после страшных бомбардировок. Позднее выяснилось, почему случилось такое «чудо»: оказывается, существовал негласный сговор лётчиков, которые использовали высоченные шпили собора в качестве ориентиров. Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, но временная реставрационная конторка до сих пор стоит на площадке у здания...
Такое долгое строительство окутано легендами. По одной из них жена главного архитектора Герхарда, спасает мужа от дьявола. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.
Кельнский собор производит поразительное впечатление! Невероятные размеры, темные камни, уходящие далеко в небо пики Башен. Но стоит немного привыкнуть к свету, размерам и, пересилив оцепенение, сделать шаг, как эта громадина оживает. Она уже не кажется монолитом. Витые башни, искусная вязь готических узоров, фигуры по фасадам – все приходит в движение. Эта 150-метровая махина как будто соткана из кружев.
Кёльнский собор, как показывают раскопки, строился не на пустом месте. Ещё в 50 годы н.э. здесь стоял... римский языческий храм, который затем в IV веке н.э. сменила епископальная церковь. Её значительно расширили к IX веку, а через триста лет первый камень лёг в основу уже готического собора по французскому образцу. В качестве этого образца послужил, главным образом, Амьенский собор во Франции.
В сентябре 1322 года были освящены хоры собора. На момент освящения его убранство считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире. Храм был недостроенным, из нескольких предполагаемых башен лишь 59-метровая южная пронзала небеса. Но и она не была завершена окончательно. Строительство собора продолжалось до 1450 года, а затем потихоньку все работы прекратились. Было ли виной проклятие лукавого, или же помешали эпидемии, прокатившиеся по Европе, может, элементарно не хватило денег?
Некоторые из исследователей называют в качестве главной причины прекращения строительства собора изменение мировоззрения тогдашнего общества. Эпоха Возрождения с новыми ценностями и идеалами сменила мрачную готику Средневековья, и людям нового времени и новой Европы просто не требовался такой грандиозный готический храм.
Вызывая восхищение и трепет всех, кто его видел, Кёльнский собор в недостроенном виде простоял вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».
В 1842 году, после подготовительных работ, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам. На этот раз дело продвигалось куда быстрее, и 15 октября 1880 года состоялись торжества по поводу завершения строительства этого грандиозного Средневекового «долгостроя». Однако пышные торжества ещё не означали, что собор был достроен окончательно. Нужно было его стеклить, класть полы, отделывать.
В 1906 году одна из 24 декоративных башен неожиданно рухнула, затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. В общем, собор явно не хотел быть достроенным.
Кёльнский собор — это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира. К числу самых ценных художественных сокровищ собора относится чудотворное распятие Геро, сделанное из дуба ещё до 976 года. Оно считается древнейшим из сохранившихся в Западной Европе. Христос на этом распятии изображён не страдающим и не торжествующим, но только что принявшим смерть Существует такая легенда об этой реликвии: на деревянном распятии появилась трещина, которая вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку. С тех пор распятие Геро признано чудотворным.
Другим бесценным сокровищем можно назвать раку Трёх Святых Королей, одну из самых драгоценных святынь христианства. Три святых короля (Каспар, Мельхиор и Бальтазар) — это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. В 1164 году архиепископ Кёльна Райнальд фон Дассель привёз эти святые мощи в Кёльн, и одна из версий создания Кёльнского собора гласит, что именно обретение городом святых мощей и подтолкнуло к строительству кафедрального собора, который бы соответствовал высочайшему рангу одной из главнейших святынь христианства, где она должна была бы храниться. Знаменитый мастер Николай Верденский в 1184-1220 годах создал чудесный золотой реликварий для святых мощей.
Но раку Трёх Святых Королей я, к сожалению, в соборе не увидела. Может, она была закрыта, так как в соборе ведутся реставрационные работы.
К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых — «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» — сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора — царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.
Помимо реликвий трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны».
Сегодня Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Ее фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., ее оригинальная окраска также была разноцветной. Эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.
Жемчужина Кёльна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский собор Святых Петра и Марии, бесспорно, поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.
ОГо! Размеры, мощь и величие поражают! Особенно витражи:) Просто великолепные!
СпасибО за репортаж.