Ханс Странд (Hans Strand) родился в 1955 году в городе Мармаверкен (Marmaverken), Швеция. Проработав 9 лет инженером-механиком, он решил радикально изменить род деятельности и посвятить свою жизнь пейзажной фотографии, которой он долгое время увлекался. В результате он никогда не жалел о своем решении. Его всегда привлекал неукрашенный и неподвластный влиянию человека характер природы. По словам Ханса: «Нетронутая природа является матерью всего живого. Она всегда настоящая и никогда не бывает тривиальной». За годы работы Странд объездил целую планету, фотографируя все, от широких арктических просторов до влажных тропических лесов и засушливых пустынь. Его работы участвовали во многих выставках и были опубликованы во многих международных журналах. Он получил несколько наград за свои фотографии, последняя из которых Hasselblad Masters Award в 2008 году. Странд опубликовал 3 книги со своими пейзажами и скоро должен закончить следующую под названием «Впечатления от Арктики: история исчезающего мира».
Сегодня Странд проживает со своей женой Кариной и дочерью Джоанной в городке Хагерстен (H?gersten), южный пригород Стокгольма, Швеция. Кроме фотографии, он очень любит классическую музыку и является истинным ценителем элитных сортов вина.
В 2010 году Исландия пережила историческое извержение вулкана, которое приковало внимание миллионов людей во всем мире. Эксперты предупредили, что даже мельчайшие частицы горной породы, стекла и песка, содержащиеся в вулканическом пепле, который выбрасывал в воздух вулкан Eyjafjallaj?kull (Эйяфьятлайокудль), способны повредить двигатели самолетов. Европейские воздушные перевозки были парализованы на несколько недель.
В то время, когда большинство видели в катастрофе лишь огромное неудобство, шведский пейзажист и воздушный фотограф Ханс Странд воспринял ее как уникальную возможность. Лишь с седьмой попытки ему удалось долететь до Исландии, и его упорство было вознаграждено, так как он снял вулкан на расстоянии 600 метров с самолета Cessna 172. Странд был одним из немногих, кому посчастливилось лично увидеть «непрерывные взрывы и огромные выбросы лавы в небо». Он также снимал на земле, фотографируя спокойные исландские ландшафты на драматическом фоне из облака вулканического пепла.
Интересно то, что Странд сумел запечатлеть вулкан с такой резкостью и точностью, что, кроме первичной обработки для коррекции цветового баланса, он не прибегал ни к какому последующему редактированию. «Хотя цвета на изображениях очень яркие, я не изменял их постфактум… Насыщенный синий оттенок облака пепла полностью подлинный. Необходимо видеть цвета Исландии, чтобы поверить в них».
Редакции одного из блогов удалось взять интервью у Ханса Странда и поговорить об его уникальном фотографическом опыте:
- Что заставило Вас заняться фотографией в качестве постоянной профессии?
- Это произошло из-за постоянных проблем со спиной, поскольку приходилось долго сидеть в офисе, когда работал инженером. Два последних года были просто ужасными, поэтому я решил что-то поменять и в 1990 году попробовал зарабатывать на жизнь фотографией, которая была до этого моим хобби. Я никогда не жалел о своем решении, но сомневаюсь, что решился бы на этот шаг, если бы не был вынужден. Можно сказать, что моя спина «заставила» меня стать фотографом.
- Вы работали 9 лет инженером-механиком до того, как стать фотографом. Помогает ли Вам опыт инженера в профессии фотографа?
- Думаю, да. Я относительно легко схватываю технические решения, например, разное программное обеспечение и т.п., а также очень придирчиво отношусь к техническому качеству своих изображений. Еще до цифровой революции я снимал в большом формате 4x5" и 8x10"для достижения максимального технического качества.
Как это, снимать вулкан с неба? Запах, вид, ощущение?
- Шумно. Но за исключением этого, полет был спокойным и совсем не таким страшным, как выглядит. Касательно ощущений, конечно же, было большое волнение и некое чувство преимущества из-за возможности наблюдать и снимать эту величественную картину с такого близкого расстояния (примерно 400 метров).
- Что Вам наибольше запомнилось и удивило в этой поездке?
- Во время съемки извержения я был поражен, насколько грязным оказалось облако вулканического пепла. Мне пришлось надеть дыхательную маску, чтобы защитится от опасных частиц. Все было покрыто пеплом – моя камера, одежда, волосы. Как будто я попал под дождь из песка и грязи. Несмотря на маску, мелкие частицы все же попали мне в рот, и я ощущал их на зубах. Они имели кисловатый привкус. Речь идет, конечно, о наземной съемке. Когда я снимал с воздуха, ветер дул в противоположную сторону, поэтому не было контакта с пеплом.
Перевод и адаптация текста: Попиль Катерина
Фотографии: Ханс Странд (Hans Strand)
Источник: