Война практически неотделима от человеческой природы. Она приносит разрушения и горе, ломает судьбы и жизни людей, но в тоже время война неразрывно связана с прогрессом цивилизации. Война оказало свое влияние и на искусство фотографии, сформировав новый особый жанр съемок – военный фоторепортаж. К сожалению, на нашей планете остается много «горячих» точек, где каждый день происходят трагедии, уличные бои и взрывы. Повседневность войны, ее события и ужасное лицо пытаются отразить в своих ярких и неповторимых снимках профессиональные военные фотографы.
Фотография зародилась еще в 30-е годы XIX столетия, но уже через пару десятков лет стали появляться снимки, относящиеся к военным действиям. Что заставляет фотографов обращаться к теме военного репортажа? Отнюдь не деньги или известность. Прежде всего, это личный интерес к предмету репортажа, событиям и людям, участвующим в войне, а также природная любознательность и собственные представления фотографа о войне, которые он зачастую пытается отразить в своих фотоизображениях. Военная фотография представляет собой событийный репортаж со всеми законами этого жанра. Однако, военная фотография может просто фиксировать военные действия, сохраняя хронологию и строгую последовательность событий, а может нести в себе своеобразное послание автора к зрителю. В любом случае военный фоторепортаж требует от фотографа высокой квалификации, постоянной отработки своих навыков, интереса к военной технике и вооружению. Военный фотограф постоянно в курсе событий, будь то политические тенденции, отражающиеся на ведении военной компании, или изменения в структуре командования вооруженными силами. Для военной фотографии характерна определенная грубоватость подачи материала и «непричесанность» снимаемых событий, что позволяет зрителю окунуться в беспощадный и жестокий мир войны.
Портреты военных и фотографии с мест военных действий можно встретить в европейских, американских и японских дагерротипах, сделанных еще в середине XIX века. Пожалуй, первым полноценным фоторепортажем могут служить снимки Роджера Фентона, проделавшего долгий путь из Англии в Крым для съемок Крымской войны. На его фотоснимках запечатлены военные лица и события военных сражений между русскими и британскими войсками. Еще одна особенная страница в истории военной фотографии – это снимки войны Севера и Юга в Америке, которые связаны с именами таких легендарных фотографов прошлого, как Мэтью Брэдли, Гарднер или О’Салливан. После того, как в конце XIX столетия появляются компактные камеры, а сама фотография переходит на пленку, претерпевает изменения и техника военного фоторепортажа. Она становится более мобильной, оперативной и способной снимать даже на полях сражений. В нашей стране школа военного фоторепортажа начала формироваться в тяжелые годы революции и гражданской войны. Однако, долгое время военная фотография использовалась исключительно для пропагандистских и агитационных целей. Сам В. И. Ленин советовал обратить внимание на фотографию, чтобы она могла регулярно информировать население о происходящих военных и революционных событиях для идеологического воспитания масс. Вторая мировая война принесла нам множество талантливых военных фотографов, таких как Эжен Смит, Маргарет Бурк-Уайт, Борис Игнатович или Евгений Халдей. Через призму их снимков сегодня мы можем оценить весь ужас и масштаб той войны, узнать о жизни в осажденном Ленинграде или повседневных буднях обычных солдат. В дальнейшем военная фотография постоянно развивалась, проделав путь от простого запечатлевания событий до сильного эмоционального воздействия и художественного образа.
И сегодня практически ни одна «горячая» точка на планете не обходится без присутствия там профессиональных военных фотографов, которые каждый день рискуют своей жизнью, чтобы получить интересные и запоминающиеся снимки. Военные фоторепортажи и съемки с места событий требуются различным печатным средствам массовой информации и информационным агентствам. С помощью таких изображений люди могут составить собственное впечатление о происходящих военных действиях, событиях и людях, участвующих в них. Военные фоторепортажи могут информировать о ходе боевых операций, передвижении войск, отдельных подвигах людей или военных частей.
Главное для фотографа при съемках военных действий – это собственная безопасность. Практически каждая война не только приносит миру новые имена в фотографии, но и забирает с собой многих талантливых и известных фотографов. На войне неприятная неожиданность может подстерегать фотографа практически на каждом шагу. Самое безопасное на вид место может быть «напичкано» минами или неразорвавшимися гранатами, поэтому фотографу приходится всегда быть начеку. Для фотографа, снимающего непосредственно боевые действия, важно не оказаться в секторе стрельбы. За погоней за интересными снимками никогда не стоит забывать о собственной безопасности. Для военного репортажа фотографу приходится часто использовать возможности серийной съемки. Она позволяет запечатлеть на снимках все фазы быстропротекающих процессов, включая пуски ракет, взрывы или артиллерийскую стрельбу. При съемке в военных условиях снимки обычно сопровождаются короткими комментариями автора, чтобы сохранить хронологию событий и описание тактических эпизодов.
Можно ли говорить о военной фотографии как об искусстве? Должна ли быть в такой фотографии художественная составляющая? Должен ли фотограф сохранять на войне объективность и политическую нейтральность? На эти и другие подобные вопросы четкого ответа нет. Каждый фотограф решает для себя сам, что он хочет сказать о войне, какой именно он хочет преподнести ее зрителю в своих фотоизображениях. Но все же, что отличает военную фотографию – это повышенная эмоциональная нагрузка, магия соприсутствия и сопереживания к происходящим событиям. Благодаря этому зритель видит в войне самые разные стороны, словно соприкасаясь с ней. В фотографической картине войны обязательно проступает что-то характерное и жизненное, что неизменно притягивает в себе зрителя.
Съемка военного фоторепортажа – это занятие не для начинающих фотографов, а для опытных профессионалов, не задумывающихся над вопросом, зачем ему нужны эти опасности и риск собственной гибели. Военного фотографа влечет постоянный острый интерес к происходящим событиям, охота за самыми неповторимыми и яркими снимками. Жесткие военные фоторепортажи зачастую воспринимаются обществом в мирное время как нечто чуждое и неприятное. Но не стоит забывать, что они приоткрывают для нас темные стороны человеческой натуры, которые всегда сопряжены с непреодолимым страхом и совестью.
Источник: