На этих выходных в Умани представители хасидизма отпраздновали очередной еврейский Новый Год. Напомню, что традиционно каждый год в Умань съезжаются десятки тысяч паломников-хасидов со всего мира чтобы отпраздновать Рош а-Шана в месте, где похоронен духовный лидер цадик Нахман. Хасидизм связан с деятельностью его основателя Бешта - каббалиста и целителя, основавшегося в местечке Меджибок (Подолье, ныне Украина). Хасидизм ставит акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров - цадиков.
1. Цадик Нахман родился в городе Меджибуж (сейчас - Хмельницкая область Украины) в 1772 году. Затем вел кочевой образ жизни, бывал в разных городках Украины, в основном, в Медведевке и Златополье, а последние 8 лет жизни провел в Браславе (сейчас - Беларусь). В 1808 году Раби Нахман заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 году. С тех пор этот город стал центром поклонения хасидов, куда они съезжаются со всего мира каждый еврейский Новый год. нахман завещал каждому Хасиду хотя бы один раз в жизни совершить паломничество к нему на могилу и в радости отпраздновать Рош а-Шана.
По приезду в Умань нас ждал неприятный сюрприз - весь день шел дождь, чередуясь с ливнем. Во время празднования хасидам нельзя грустить, иначе Бог разгневается. Поэтому хасиды танцуют и поют песни. В прошлом году на этом месте громко играла музыка и несколькотысячная толпа водила хороводы. Сегодня же все прятались под козырьками и одевали на Штраймлы полиэтиленовые пакеты
2. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они одевают старомодную черную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что как и заправленные в носки брюки символизирует удалённость от земной грязи. Почти всегда хасиды носят на голове черную фетровую шляпу, из под которой видны пейсы. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. Особо почтенные ребе носят меховые шапки штраймл. Следует отметить, что не все хасиды строго придерживаются своих правил. Сегодня большинство из них носят как шнурки, так и длинные брюки. Порой удивляют размеры меховых шапок на совсем маленьких детях.
По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов. Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений. Среди развлечения - подойти к нашему человеку и начать бурно обсуждать какую-то тему, радуясь непониманию
3. На улице Пушкина в Умани всё необычно: надписи, указатели и баннеры на иврите, очень грязно и шумно. А ещё запах... Хасидам в Шаббат запрещено что-либо делать, вода в кранах открывается заранее и течет несколько дней не прекращая, двери открываются, никто не пользуется открытым огнем и не носит с собой деньги. Местные милиционеры чтобы узнать, наступил ли Шаббат, пытаются дать хасиду мелкие деньги, если тот не берет - Шаббат. В прошлом году, приехав после Шаббата, мы увидели очень много попрошаек. не стеснялись просить денег даже с виду приличные хасиды. А ещё хасиды очень много курят, хоть это и не поощряется писанием в Талмуде. Курят, но пользоваться спичками или зажигалкой нельзя, поэтому всегда видны несколько человек, котоыре ищут, у кого можно взять огня от окурка
4. В своём большинстве хасиды очень бедны. Точнее, есть бедные и богатыы, а средний класс практически отсутствует как таковой. Для самых неимущих и экономных в каждом, не важно, чистом или грязном закоулке, ставятся такие палаточные городки, где можно пожить во время своего паломничества. Когда мы проходили мимо, нас позвал старый хасид под предлогом "You can take a few photos inside". На самом деле, он хотел чтобы мы помогли ему закрепить палатку, которая падала от ветра. Помогли, деваться было некуда.
5. Вот такие жилищные условия внутри, но это не важно. Важно то, что могила цадика рядом
6. Для мытья рук в рукомойниках висят специальные кружки, которыми можно поливать руки. В Шаббат нельзя мыть руку рукой, хотя есть такие, которым все равно. Слева кабинки туалета, в котором напористый запах выедает глаза ибо... после себя смывать нельзя
7. Чтобы попасть на обеденную молитву, нам пришлось договариваться с Израэлем, одним из представилетей общины в Украине в этом году. Инструктаж был простым: "Вы снимаете всё, а если кто-то злится или ругается - проходите мимо, говорите что я разрешил". Все понятно, но с первых же минут на нас начали бросаться старики и не разрешали снимать ни под каким предлогом. Хасида нельзя снимать за молитвенным процессом. Хасиды помоложе наоборот часто говорили "Ю кэн стей, ю кэн стей". Ситуация еще усугублялась тем, что при виде большого фотоаппарата около нас собралось 15-20 детишек, которые непрерывно обсуждали нас, тем самым привлекая лишнее внимание
8. А вот и лицо Израэля. Он очень просил, чтобы мы засняли важнейший момент - игру в Шофар (специальный рог)
9. Рядом с синагогой находится дополнительное жилье. Разрешение снимать внутри было получено после семейного портрета. Вообще интересно получается, почти все хасиды резко отказывают себя снять, но когда делаешь это принудительно и показываешь им кадр - улыбаются и просят еще
10. Можете представить себе запах внутри
11. Переход в синагогу, к могиле Нахмана. Здесь наибольшее количество людей и пробраться к могиле было невозможно даже рано утром
12. Интересно, как сработала пресс-служба Умани в этом году. Она раздала аккредитацию журналистам на весьма неудачные дни, когда снимать особо и нельзя. Многие хасиды при виде камеры тут же закрываются руками, журналистов отовсюду прогоняют. Чтобы оператор мог отснять материал, с ним посылался боец Сокола, иначе существует вероятность, что хасиды повредят дорогостоящую технику. Хотя, как показывает практика, евреи не боятся наших правоохранителей, которых в Умань свезли в количестве 5 000 человек со всей Черкасской области. Зато ОЧЕНЬ боятся своих полицейских, присланных с Израиля для поддержания порядка. Всего таких полицейских в этом году было 6 человек. Два очень коротких слова и любой хасид становился послушным и со всем соглашался. Наши сотрудники милиции были проинструктированы таким образом, чтобы случайно не был допущен международный конфликт, по сути запрещалось применение силы к агрессивной стороне. шутливые милиционеры то и дело пугали "Сейчас пейсы отрежем", или "На депортацию!". Иногда и такие меры помогают. Кстати о депортации. На момент приезда в Умань в нашем присутствии оформлялись документы на депортацию шестерых хасидов за разные виды нарушений правопорядка. также обсуждался вопрос партии "Свобода", которая устроила несанкционированный, запрещенный митинг "Украина без хасидов". 60 человек были задержаны.
13. Маленькие хасиды очень наглые. Этот разносчик литературы криками пытался прогнать всех журналистов из Синагоги Конечно, через минуту-вторую мы собрали на себе много недоброжелательных взглядов и решили бежать. На выходе нас ждал очень испуганный милиционер, который очень просил нас больше так не делать. Как? - Неясно
14.
15.
16. Можно также отметить, что чуть ли не половина иудей в Умани выглядят, мягко говорят, неадекватно: еле передвигаются, шатаются, полуприкрытые глаза, невнятная речь, дезориентация. Сотрудники милиции предполагают, что большинство молодых хасидов в Умани развлекаются не совсем законными препаратами. Подтверждений не нашли, но очень на то похоже
17. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но во многих общинах из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения было принято оставлять длинные пряди волос на висках, так называемые пейсы.
18. По данным корреспондента ЛIГА в Умань прилетело 24233 хасидов из 24 стран мира. Из них 2726 детей и 29 женщин. Больше всего хасидов в Умань прилетело из Израиля – 22900 человек, из США – 902, из Канады – 116, из Франции – 194, из Англии – 41. Представителей остальных стран мира насчитывается менее 20 человек. Нам удалось увидеть максимум 6 женщин, которые стояли на заднем дворе синагоги и, заглядывая через окно внутрь, молились.
Всего же, по данным главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха, ожидается, что на празднование иудейского нового года в Умань прибудет до 40 тыс. паломников. При этом, по его словам, ежегодно Умань посещают 80-100 тысяч туристов-хасидов со всего мира, которые оставляют в Украине более одного, а может и 1,5-2 млрд. грн. Весьма немаленькая сумма как плата за постоянно грязный еврейский квартал. Для многих уманчан это заработок на весь год. Они выезжают из своих квартир, вносят 2-х и 3-х ярусные кровати и заселяют хасидов с как можно более плотной концентрацией хасид/метр всего за пару сотен долларов
19.
20. В центре пушкинской улицы, на этом месте, все выкуплено хасидами. Будка с музыкой тоже, но в этом году она закрыта. Говорят, не приехал владелец а все очень ждали. В итоге танцевали сами себе напевая
21.
22. Как я уже говорил, основная масса хасидов одевается очень бедно. Стандартный наряд часто несоответствует огромным кроссовкам на несколько размеров больше чем нужно
23.
24. Обед. Хасиды получали бесплатную сертифицированную кошерную пищу, привезенную со специальной фабрики в Израиле. Мусор бросается под ноги
25.
26. Представители негроидной рассы очень неохотно фотографируются, отворачиваются и убегают
27. А вот очень милая картина, согласитесь Папаша рассказывал сыну как лучше кушать и с чего лучше начинать
28. Этот рыжий весельчак рекламировал разноцветные сладости стихами. Протолкаться к нему было чоень сложно, все несли жидкую еду над головой и она лилась всем на головы
29. Когда я спросил разрешения, могу ли я сделать портрет, темнокожий хасид очень обиделся и отвернулся
30. Хасиды побогаче выкупили небольшие аппартаменты по Пушкинской за баснословные для Умани деньги - $50 000 за квартирку
31.
32. Удивительная адаптированная реклама национального оператора сотовой связи Life
33. Отведали кошерного кофе. Оказался вкусным
34.
35. Центральная часть еврейского квартала. Справа большая синагога, под ней баня
36. Сборы на послеобеденную молитву
37.
38. После обеда начинается самое важное время - молитва. Молитва на берегу пруда где еще несколько дней назад хасиды купались. Здесь по традицииони окунут своего лидера в воду, будут молиться, плакать, говорить наедине с Богом. Здесь соберутся все!
Умань в свою очередь ставит паломникам палки в колеса. В этом году пруд (или болото) спустили на несколько метров. Пруд этот - не что иное как канализационный слив со всего города, но он очень важен для хасидов
39.
40. Далеко от всех молятся и немногочисленные жены хасидов, им нельзя вместе со всеми
41.
42. А между тем шел дождь. Говорят, хасиды очень любят дождь, это контакт с Богом
43.
44. Когда мы решили уходить, резко пошел ливень и мы промокли до нитки. Даже фоторюкзак и тот сдался, промок, можно было выжимать. А хасиды, подняв руки вверх, радовались и кричали.
Всю дорогу в Киев мне пришлось ехать без штанов, чем прилично повеселил людей на заправках.
Спасибо за внимание, всем всего!
Понравилось! Я в апреле была в Израиле, готовила репортаж о его людях, но так и не вывесила, то что увидела в этом репортаже очень отличается от евреев в Израиле, лично мне так показалось, я снимала и у Стены Плача и мужчин и женщин, и во всех храмах, на площадях детей, и женщин, как то всё мирно прошло:), ни разу не услышала грубого слова, видно мне повезло:)
Правильней назвать Начало года или Голова года(Рош на иврите голова).
вы бы квартиры после них показали
8-(
кашмар
большинство ведут себя по-свински, очень наглые и мелочные людишки